Галерея 36

 

Холодным зимним вечером 6 декабря 1995 года в непосредственной близости от шедевра архитектора Расстрелли, Андреевской церкви в подвале дома 36 по Андреевскому спуску, собирались художники, искусствоведы и просто любители изящных искусств города Киева. Они пришли на открытие новой художественной галереи. Галереи организованной и  созданной известным художником и галерейщиком Александром Миловзоровом.

И названа была, вновь открытая галерея идеально просто и понятно – по номеру дома, в котором она размещалась – «Галерея 36»

Это была не первая созданная А. Миловзоровым галерея. За несколько лет до этого он уже создал на том же Андреевском спуске первую в Киеве приватную художественную галерею, «Триптих», получившую широкую известность в кругу киевских художников.

На этот раз учредителями галереи были трое: художник — Заслуженный художник Украины Александр Миловзоров и два искусствоведа. хоть и в штатском, но, не имеющие никакого отношения к работе спецслужб, профессионала: Светлана                 и Сергей Тернавский

Открывалась галерея выставкой, по праву могущей претендовать на «Now How” ее организаторов, на которой были представлены более 350 различных по стилю, направлению, технике и  жанру работ. И носила эта выставка название — «Mini Art», ибо единственное требование к авторам, участвовавшим в этой первой выставке рожденной галереи, заключалось в том, что предлагаемые на выставку работы не должны были превышать 15 сантиметров, как по горизонтали, так и по вертикали.

Выставка удалась и галерея получила, как это еще было принято говорить в те годы «путевку в жизнь»

Прошло 10 лет.

За это время «Галерея 36» обрела широкую известность не только в городе Киеве, но и за его приделами.  И потянулись к ней ходоки из других городов. Кто просто познакомиться и посмотреть выставку, а кто и предложить себя в качестве экспонента.

Если учесть, что в галерее экспонируется не менее 20 художественных выставок в год, то за прошедшие 10 лет, в ее стенах состоялось более 200 выставочных мероприятий.  Скульптура и живопись, графика и прикладное искусство, керамика и витраж, миниатюра и батик, вот далеко не полный перечень тех направлений и художественных интересов, которые были представлены в практической выставочной деятельности учредителей и организаторов «Галереи 36».

Широкий охват направлений авторских поисков, свойственных галерее лучше всего характеризуется составом постоянно сотрудничающих с галереей художников, которые за прошедшие годы неоднократно устраивали именно в этом выставочном центре демонстрацию своих вновь созданных произведений. Трудно перечислить всех авторов и все то многообразие стилевых и творческих откровений, выплеснувшихся на стены и подиумы этих небольших, во многом,  камерно-интимных помещений галереи в виде выставок, показов, и своеобразных арт-эссе.

Персональные и групповые, художественные и предметно-стилевые, легкий перформанс и аматорско-оригинальные, выставки, проводящиеся в галерее, неизменно вызывают интерес не только специалистов связанных с искусством в силу своей профессиональной заинтересованности, но и просто зрителей, обладающих обостренной тягой к искусству. Следует отметить, что учредители галереи всегда серьезно и ответственно подходили и подходят к отбору, предлагаемого авторами, выставочного материала. Будучи настоящими профессионалами, с тонким ощущением гармонии и внутреннего эстетизма  они не всякому желающему выставить в галерее свои произведения, могут предложить организовать экспозицию. Профессионализм, оригинальность и творческое своеобразие. Вот те три кита, на которых была основана и стоит до сих пор «Галерея 36».

За прошедшие годы, в галерее прошли не только персональные или групповые, но и многочисленные тематические выставки. Помимо уже упомянутого «Mini Art» были организованы такие выставки, как: «Романтический пейзаж», «Клаптя», «День Ксеньи», «Киевский пейзаж», «ЗООАрт» и другие. Для того, чтобы принять участие в подобных показах. авторы должны были не просто вытащить со своих пыльных антресолей нечто, как они привыкли делать в случае участия в обычных групповых экспозициях, а создать специально для данной выставки тематически ориентированное произведение. Мало того, это произведение должно было обладать определенным профессионализмом исполнения и, что безусловно, творческим почерком. Организовать подобные экспозиции было не просто, но, в основном, это приносило эмоционально ожидаемый результат.

Галереей было организовано и такое направление выставочной деятельности как «Арт Эссе», при котором выставка существует от одного до трех дней. Как правило, эти мини вернисажи представляют собой не традиционные для общей художественной культуры произведения и элитарно-эстетские темы или собрания. Именно на таких мимолетных выставках была представлена графика из коллекции Ю. Лифшица («Папка № 3», «Графика 1960-1980 годов»), коллажи на почтовых конвертах («Искусство на почтовых конвертах 1960-х годов») и портретные макро снимки («Фото-эссе Андрея Злобина»)

Широкая экспозиционная и организаторская деятельность галереи позволила установить личные контакты не только с художниками других стран, но и с различными зарубежными дипломатическими и культурными миссиями аккредитованными в Украине.

У организаторов галереи установились дружеские контакты с послами Венгрии, Латвии, Польши, Хорватии, и Чехии. Неоднократными гостями галереи были атташе по культуре Австрии, Англии, Германии, России, Румынии, и Соединенных Штатов Америки.

Благодаря помощи посольств в галерее были организованы многочисленные выставки художников из этих стран, таких как: В. Жиляк и И. Замки из Хорватии, П. Никола, Я. Мнержички и К. Крамуле из Чехии, И. Яблочкиной из России, А. Мильбреты, Е. Логиновой  и, группы под руководством В. Викмане, из Латвии, Ж. Гамаш из Канады и многих других.

Да и художники самой галереи организовали экспозиции произведений своих художников в выставочных залах Австрии, Венгрии и Хорватии.

Да, конечно, экспозиционная деятельность, творческие контакты, культурно-общественная деятельность организаторов и учредителей «Галереи 36» безусловно притягивает к себе как любителей искусства так и людей, интересующихся художественными новинками, однако не только это собирает и  объединяет вокруг галереи многочисленных друзей и поклонников галереи. Есть еще одна черта, которая в корне отличает творческую атмосферу в «Галерее 36»  от других подобных заведений: это постоянный творческий поиск. Поиск как в теории. Так и на практике. Постоянные дискуссии и споры о месте искусства в жизни отдельного человека, о понятии искусства, о качественности искусства, об ответственности художника перед собой и перед будущим и прочие, давно забытые в нашем прагматичном обществе философско-этические темы, постоянно возникают в среде постоянных посетителей галереи не зависимо от их профессиональной и культурной расположенности. И именно динамизм атмосферы, существующей в галерее, постоянное стремление ее организаторов к собственному творческому и культурному росту, стимулирующее авторов и участников многочисленных выставок соответствовать званию Художника, как  творца гармонизирующего окружающую действительность и представление о ней, дает право  «Галерее 36» занимать то высокое место в культурной среде г. Киева, которое она занимает в настоящее время.